Технознайка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИМ.1МАЯ»

Утверждено
Приказом заведующего
МКДОУ «Детский сад «Им.1Мая»
Н.Г.Палицыной
от 30.08.2024 № 3008-7ОД

«Рассмотрено и принято»
Педагогическим советом
МКДОУ «Детский сад «Им.1Мая»
Протокол от 30.08.2024 №1

Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«ТехноЗнайка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Программу составил:
педагог ДО Моисеева Е. Н.
Реализует:
педагог ДО Корякина В.С.

п.Троицкий 2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3

1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный (тематический) план

3
3
7
8
8

Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Организационно – педагогические условия реализации
программы
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы
Оценочные материалы
Методические материалы
Аннотация к программе
Сведения о разработчике
Список литературы

10
12
13

2

13
13
14
15
18
19
20
21

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы
«ТехноЗнайка» - техническая.
Уровень дополнительной общеразвивающей программы «ТехноЗнайка» стартовый.
Дополнительная общеобразовательная программа «ТехноЗнайка»
разработана в соответствии с нормативной базой документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Актуальность программы. Мы живем в «век высоких технологий», где
инженерия стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики,
машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений
деятельности человека. Современный рынок производственных отношений
строится на профессиях, требующих навыки работы с инновационными
программируемыми устройствами. Руководство страны говорит о
необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на
инновационные технологии. Однако в современной России работодатели
испытывают трудности с инженерными кадрами, отмечается низкий статус
инженерного образования. Студенты не идут поступать на инженерные

3

специальности, потому, что выпускники школ не жалуют черчение, физику,
математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные
понятия ставят их в тупик – и становится ясно, что сфера образования не
должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному
заказу на модернизаторов производства и новаторов. Таким образом, назрела
необходимость популяризации профессии инженера.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных
уровнях власти. Правительство Свердловской области ставит перед нами те
же задачи. По поручению главы региона в области была разработана
комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа»,
рассчитанной на 2015 — 2034 годы. Необходимо, повышение престижа
инженерных профессий», — считает губернатор Свердловской области Е.
Куйвашев. По его словам, начинать готовить будущих инженеров нужно не в
вузах, а значительно раньше — в школьном и даже дошкольном возрасте,
когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Отличительные особенности программы. Особенностью данной
программы является изучение основных принципов электроники,
конструирование различных схем. Играя электронным конструктором
«Знаток», ребенок не только весело и интересно проводит время, но и
одновременно начинает знакомиться с основами радиоэлектроники, собирая
различные по назначению и сложности электрические схемы. После сборки
ребенок может проверить, что он собрал и работоспособно ли это. Собирая все
более сложные схемы, ребенок учится азам радиоэлектроники, разбираться в
электрических схемах и устройстве электронных приборов.
Адресат программы – дети дошкольного возраста 5-7 лет для занятий в
одновозрастных группах. Количество человек в группе – 7-10.
Возрастные особенности.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих
отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому
этапу в его жизни — обучению в школе.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков (величина,
форма предметов, положение в пространстве).
Мышление в этом возрасте характерно переходом от нагляднодейственного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному
мышлению.
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования
предметами) ( нр.,достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
4

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов,
явлений, без применения практических действий.) (нр. может собрать
кубики, легкие пазлы без опоры на наглядность)
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов,
рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием
понятий). (например, может выложить последовательно 6-7 картинок,
логически связанных между собой).
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т.д.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20-25 минут,
объем внимания составляет 7-8 минут. Ребенок может видеть двойственные
изображения.
В 5-6 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям
непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить. Используя при этом простейший механический способ
запоминания – повторение.
В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и
характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание
общественно значимых мотивов над личностными. Ребенок может изменить
свою точку зрения, позиции в результате столкновения с общественным
мнением, мнением другого ребенка. Ребенок может воспринять точку зрения
др. человека. В процессе усвоения активное отношение к собственной
жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении
следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок
стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом
и переделать, если что-то не получилось.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и
5

самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Возникает
критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание
сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.
Объем и срок освоения программы – 34 часа, 1 час в неделю. Программа
допускает возможность педагога определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов внутри разделов, внести изменения в
содержание изучаемой темы, основываясь на индивидуальных особенностях,
базовых знаниях и желаниях обучающихся.
Срок реализации программы - 1 год; 34 недели.
Режим занятия – один раз в неделю, в соответствии с возрастом детей по 30
минут, 1 год обучения.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Построение
программы для старшего дошкольного возраста ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному
возрастному периоду детства, и основано на развитии эмоциональной и
коммуникативной сферы. Интерес к занятиям повышает применение игровых
педагогических технологий, использование занимательных материалов.
Применяются элементы технологии проблемного обучения. Технология
развивающего обучения и личностно-ориентированный подход способствуют
развитию творческой личности. Здоровьесберегающие технологии
(физкультминутки, смена видов деятельности, игры) способствуют
укреплению здоровья воспитанников. Принципы проведения занятий:
- систематичность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе,
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических
понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся
данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих
способностей, отработка полученных навыков на практике)
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов
занятия).
6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей, основ
технического мышления у обучающихся через электроконструирование.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные
приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
2. показывать решение технических задач на практике в процессе
конструирования моделей объектов окружающей действительности.
Развивающие:
3. Развивать коммуникативные качества, умения работать в группе и
отстаивать свою точку зрения.
4. Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому
творчеству.
5.Развивать логическое и образное мышление
6. Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
7. Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной
техники.

7

1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Наименование раздела и темы

Количество часов
всего теория прак
тика
3
1
2

Тема 1 Правила работы с электронным
конструктором и техника безопасности
и правила поведения. Природа
электрического тока
1.1 Вводное занятие. Техника
безопасности и правила поведения.
1.2 Природа электрического тока.
1.3 Знакомство с деталями
конструктора «Знаток», правила его
использования
Тема 2 Источники питания и света
2.1 Знакомство с источниками
питания: батарейка, аккумулятор
2.2 Лампа

Опрос

1

Опрос

1
1

Опрос
Опрос

6
1

1

5
Опрос

1

2.3

Лампа, управляемая магнитом

1

2.4

Лампа с изменяемой яркостью

1

2.5

Лампа, управляемая светом

1

2.6

1

3.1
3.2

Лампа, управляемая
электромотором
Тема 3 Имитаторы звуков
Знакомство со звуками
Сигналы полицейской машины

6
1
1

3.3

Звуки пулемета

1

3.4

Сигналы пожарной машины

1

3.5

Сигналы машины скорой помощи

1

3.6

Звуки игрового автомата

1

Тема 4 Музыкальные звонки
4.1 Знакомство со звонками
4.2 Музыкальный дверной звонок с
ручным управлением

6
1
1

8

Формы аттестации
/контроля

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1

5
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация

1

5
Опрос
Педагогическое
наблюдение

4.3 Музыкальный дверной звонок с
магнитным управлением
4.4 Музыкальный дверной звонок,
управляемый светом
4.5 Музыкальный дверной звонок,
управляемый звуком
4.6 Музыкальный дверной звонок,
управляемый электромотором
Тема 5 Вентиляторы
5.1 Знакомство с вентиляторами
5.2 Электрический вентилятор

6
1
1

5.3

1

5.4
5.5
5.6

Вентилятор, управляемый
магнитом
Вентилятор, с изменяемой
скоростью вращения
Вентилятор с регулируемой
скоростью вращения
Летающий пропеллер

Тема 6 Светомузыкальные устройства
6.1 Знакомство со светомузыкальными
устройствами
6.2 Светомузыкальный дверной звонок
с ручным управлением
6.3 Светомузыкальный дверной звонок
с магнитным управлением
6.4 Светомузыкальный дверной звонок
со световым управлением
6.5 Сигнал тревоги, если ребенок
мокрый
6.6 Светомузыкальный дверной замок,
управляемый электромотором
7. Итоговое занятие

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение
1

Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

6
1

1

34

9

5
Опрос

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

ИТОГО часов

5

1

6

28

Итоговая
аттестация/
презентация
творческого проекта

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Правила работы с электронным
конструктором и техника безопасности и правила поведения. Природа
электрического тока. 3ч. Теория 1ч. Практика 2ч.
Теоретические занятия: Правила работы с электронным конструктором и
техника безопасности и правила поведения. Понятие «электричество»,
«электрический заряд», «электрический ток», «электрическая цепь». История
появления и развития электричества. (1ч)
Практические занятия: Изучение компонентов (электронные блоки и
провода) электрической схемы. Методика сборки. Тема 1. Природа
электрического тока. (2ч)
Тема 2. Источники питания. Источники света. 6ч. Теория 1ч. Практика
5ч.
Теоретические занятия: Последовательное и параллельное соединение
элементов цепи. Современные источники питания. Внешний вид, устройство
и условное обозначение ламп накаливания. Внешний вид, устройство и
условное обозначения встречающихся в принципиальных схемах. Новые
источники света. (3ч)
Практические занятия: Основные схемы включения ламп. (Схемы 1, 2, 14,
15, 33). (3ч)
Тема 3. Имитаторы звуков. 6ч. Теория 1ч. Практика 5ч.
Теоретические занятия: Дать представление о том, что для имитации звуков
различных сигналов используются низковольтные электромоторы со
специальной насадкой, производящей удары о корпус аппарата, которые
создают эффект "тарахтения" игрушки. Сформировать практические умения
и навыки при сборе имитатора звуковой индикации. Проверить умения
работать с принципиальными схемами. (3ч)
Практические занятия: Схемы имитации звуков (44, 45, 46, 47, 48). (3ч)
Тема 4. Музыкальные звонки. 6ч. Теория 1ч. Практика 5ч.
Теоретические занятия: Последовательное и параллельное соединение
элементов цепи. Условные обозначения элементов цепи. История появления
музыкальных дверных звонков. (3ч)
Практические: Музыкальные звонки с различным управлением (23, 24, 25,
27,28). (3ч)
10

Тема 5. Вентиляторы. 6ч. Теория 1ч. Практика 5ч.
Теоретические занятия: Первоначальные понятия радиоэлектроники.
Радиоэлектроника – прошлое и настоящее. Графические обозначения. Схема
вентилятора. Рассматривание схемы вентилятора, собранной воспитателем.
Рассказ педагога о том, какие бывают вентиляторы, о назначении работы
вентилятора. Назвать детали схемы. Сборка схемы. (3ч)
Практические: Влияние магнита на вентилятор (3, 4), сила вращения
вентилятора (16, 17, 18). Сборка приёмника. Чувствительность и
избирательность. Определение границ приёмника по генератору
радиочастоты. (3ч)
Тема 5: Светомузыкальные устройства. 6ч. Теория 1ч. Практика 5ч.
Теоретические занятия: Рассматривание схемы работы светомузыкального
устройства, собранной педагогом. Рассказ педагога о том, какие бывают
светомузыкальные устройства и о их назначении. Название деталей схемы.
(3ч)
Практические занятия: Сборка светомузыкальных устройств
(38,39,40,41,42). (3ч)
Тема 6. Итоговое занятие – презентация творческого проекта. 1ч.

11

1.4.

Планируемые результаты обучения

В результате освоения данной общеразвивающей программы ожидается,
что у обучающихся будут сформированы личностные, предметные и
метапредметные знания и умения:
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы
являются следующие умения:
•

соблюдает правила техники безопасности при работе с конструктором;

•

свободно владеет специфическими понятиями, терминами;

•
читает и понимает схемы, собирает и анализирует электрические схемы
простого уровня сложности;
•
знает основные элементы электрических схем и способы их
обозначения;
Личностные результаты
•
проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
•
оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находит с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися содержания
программы являются следующие умения:
●
●
●
●
●

умеет находить и исправлять ошибки.
умеет организовать свое рабочее место под руководством педагога.
умеет адекватно воспринимать оценку педагога.
умеет различать способ и результат действия.
умеет соотносить выполненное задание с образцом, предложенным
педагогом.

12

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 39 недель.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в
объеме 5 недель.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия с воспитанниками проводятся в кабинете дополнительного
образования МКДОУ «Детский сад «Им. 1 мая». Кабинет соответствует
требованиям техники безопасности, имеет хорошее освещение и оснащен
техническими средствами обучения. С целью создания оптимальных условий,
для формирования интереса у воспитанников к конструированию с
элементами программирования, развития конструкторского мышления,
имеется предметно-развивающая среда:
• столы, стулья;
• технические средства обучения (ТСО) - ноутбук, проектор, экран;
• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
• электронный конструктор «Знаток»;
• схемы электрических цепей.
Информационное обеспечение
– материалы в программе PowerPoint по темам программы;
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования со
средним профессиональным или высшим педагогическим образованием,
соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога
дополнительного образования.

13

2.3 Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей Программы «ТехноЗнайка»: подготовка и презентация
индивидуального проекта. Эффективность реализации Программы
отслеживается
посредством
педагогического
наблюдения
за
результативностью
образовательной
деятельности
воспитанника,
ориентированной на задачи Программы.
Модель мониторинга
воспитанника:

результативности

образовательной

деятельности

1 Система знаний умений и навыков:
Знание и владение конструктором «Знаток».
Уровень усвоения теоретического материала, уровень личных достижений.
2 Общие компетенции
Развитие технического мышления.
Качество сборки схемы.
Развитие мелкой моторики.
Развитие коммуникативных качеств.
Уровень общительности и культура общения в группе.
3 Социальная воспитанность
Приобщение к научным ценностям и достижениям современной техники.
Желание изучать достижения современной техники.
Положительное отношение к труду.
Увлеченность выполнением работы.
Итоговой формой реализации Программы является презентация творческого
проекта.

14

2.4.

Оценочные материалы.
Методы оценки уровня освоения программы:
● Анализ готового изделия.
● Педагогическое наблюдение.
● Беседа.
Уровни усвоения программы
Высокий уровень: Обучающиеся выполняют макет модели самостоятельно,
знают основные понятия, предусмотренные содержанием программы.
Обучающиеся могут работать индивидуально и в группах, владеют культурой
делового и дружеского общения с товарищами в коллективе.
Средний уровень: Обучающиеся могут выполнить творческую работу по
образцу, используя подсказки педагога, знают некоторые понятия,
предусмотренные содержанием программы. Недостаточно владеют культурой
общения в коллективе, предпочитают индивидуальную работу.
Низкий уровень: Обучающиеся могут выполнить творческую работу по
образцу и при помощи педагога. В коллективе плохо владеют культурой
общения.
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические Соответствие
знания
(по теоретических
основным разделам знаний
ребенка
программы)
программным
требованиям

1.2.
Владение Осмысленность
специальной
правильность
терминологией
использования
15

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема знаний,
предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
и Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять

Баллы

3

7
10

3

специальной
терминологией

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические Соответствие
умения и навыки, практических
предусмотренные
умений и навыков
программой
(по программным
основным разделам требованиям
учебнотематического
плана программы)
Вывод:

2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

Отсутствие
затруднений
использовании
специального
оборудования
оснащения

16

специальные
термины);
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
в (ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр
работе
с
и оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не

7

10

До 9
10-14
15-20
2

3

7

2

3
7

испытывает
особых
трудностей)
2.3.Творческие
Креативность
в Начальный
навыки
выполнении
(элементарный
практических
уровень
развития
заданий
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания с
элементами
творчества)
Уровень
Низкий
Вывод:
практической
Средний
подготовки
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
УчебноУровни - По аналогии с
коммуникативные Адекватность
п. 3.1.1.
умения:
восприятия
3.1.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей от педагога
педагога
3.1.2.
Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с
ребенком п. 3.1.1.
перед подачи
выступать
подготовленной
аудиторией
информации
3.1.3. Умение вести Самостоятельность Уровни - По аналогии с
в
построении п. 3.1.1.
полемику,
участвовать
в дискуссионного
выступления,
дискуссии
логика в построении
доказательств
3.2.
Учебно- Способность
Уровни - По аналогии с
организационные
самостоятельно
п. 3.1.1.
умения и навыки:
готовить
свое
3.2.1.
Умение рабочее место к
организовать свое деятельности
и
рабочее место
убирать за собой
17

2

3
7

До 6
7-14
15-21
3
7
10
3
7
10
3
7
10

3
7
10

3.2.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем
1/2
объема
навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически
весь
объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
и Удовлетворительно
3.2.3.
Умение Аккуратность
ответственность в Хорошо
аккуратно
выполнять работу
Отлично
работе
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
умений и навыков
Высокий
Результат
Заключение
Низкий
обучения ребенка Средний
Высокий
по
дополнительной
образовательной
программе

2.5.

3

7
10

3
6
9
До 18
19-41
42-59
До 46
47-89
90-100

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очное.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный; игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая по 7-10 человек.
18

Формы организации образовательной деятельности: беседа, игра,
лабораторное занятие, практическое занятие, презентация, эксперимент.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология программированного обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,
технология исследовательской деятельности, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, технология развития
критического мышления, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм непосредственно-образовательной деятельности:
● Организационный момент (игра с правилами)
● Мотивационный момент (проблемная ситуация)
● Физминутка
● Работа детей (конструирование схемы)
● Подведение итогов (релаксация)
Дидактические материалы – электронный конструктор «Знаток»,
электрические схемы сборки, задания, упражнения.

19

Аннотация.
Разработчик: Моисеева Екатерина Николаевна – педагог дополнительного
образования МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития
«Академия детства», 1 категории.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы
«ТехноЗнайка» - техническая. Уровень дополнительной общеразвивающей
программы «ТехноЗнайка» - стартовый.
Особенностью данной программы является изучение основных принципов
электроники, конструирование различных схем. Играя электронным
конструктором «Знаток», ребенок не только весело и интересно проводит
время, но и одновременно начинает знакомиться с основами
радиоэлектроники, собирая различные по назначению и сложности
электрические схемы.
Целью программы формирование и развитие творческих способностей,
основ
технического
мышления
у
обучающихся
через
электроконструирование.
Задачи программы:
1. Дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные
приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
2. показывать решение технических задач
на практике в процессе
конструирования моделей объектов окружающей действительности.
3. Развивать коммуникативные качества, умения работать в группе и отстаивать
свою точку зрения.
4. Развивать у детей познавательную активность и интерес к
техническому творчеству. 5.Развивать логическое и образное
мышление
6. Развивать мелкую моторику.
7. Приобщать детей к научным ценностям и достижениям
современной техники.
Адресат программы – воспитанники старших групп МКДОУ «Детский сад
Им.1Мая», возрастом 5-7 лет, для занятий в одновозрастных группах.
Количество человек в группе – 7-10.
Объем и срок освоения программы – 34 часа, 1 час в неделю. Программа
допускает возможность педагога определить новый порядок изучения
материала, изменить количество часов внутри разделов, внести изменения в
содержание изучаемой темы, основываясь на индивидуальных особенностях,
базовых знаниях и желаниях обучающихся.
Срок реализации программы - 1 год; 34 недели.
Режим занятия – один раз в неделю, в соответствии с возрастом детей по 30
минут, 1 год обучения.
20

Сведения о разработчике:
1. Моисеева Екатерина Николаевна.
2. МКУДО «Дворец творчества» Центр творческого развития «Академия
детства».
3. Педагог дополнительного образования, первой квалификационной
категории.
4. Стаж работы 16 лет.

21

Список литературы
Программа дополнительного образования «ТехноЗнайка» технического
направления составлена на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ
от 03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
22

социализации, дополнительных общеразвивающих программ с
использованием дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
17. Устав МКУДО «Дворец творчества».

Учебно-методическая литература
1. Бахметьев А.А. «Электронный конструктор «Знаток» ТМ, практические
занятия по физике. Рекомендовано УМО МПГУ Министерства
образования и науки РФ для образовательных учреждений. 2005 г книга
1и 2.
2. Бахметьев. А.А. Текст, макет, 2003г. Рекомендации от Андрея Бахметьева.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».